среда, 1 февраля 2012 г.

Кавалер розы // Венская опера // 08.12.2011

Дирижер - Peter Schneider
Редиссер - Otto Schenk
Декорации - Rudolf Heinrich
Костюмы - Erni Kniepert

Anja Harteros | Feldmarschallin
Kurt Rydl | Baron Ochs auf Lerchenau
Michaela Selinger | Octavian
Chen Reiss | Sophie
Franz Grundheber | Faninal
Caroline Wenborne | Marianne Leitmetzerin
Benedikt Kobel | Valzacchi
Zoryana Kushpler | Annina
Walter Fink | Polizeikommissar
Roland Winkler | Haushofmeister bei der Feldmarschallin
Peter Jelosits | Haushofmeister bei Faninal
Marcus Pelz | Ein Notar
Norbert Ernst | Ein Sänger
Jeanine De Bique | Eine Modistin
Herwig Pecoraro | Ein Wirt

Летом 2011 года критика усиленно хвалила Маршальшу Ани Хартерос после выступления в Мюнхене. Одновременно отмечали, что для абсолютной законченности образа потребуется еще некоторое время. Посмотреть на результаты "дозревания" образа довелось уже не мюнхенцам, а венцам.
Что такое Кавалер розы для Вены - рассказывать не надо. Самая венская опера, наполненная весьма специфическим венским юмором и особым шармом. Традиция исполнения Кавалера на этой сцене - отдельный разговор, и удивить местных опероманов очень трудно. Плюс к этому спектакль был посвящен умершей незадолго до того Сельме Юринеч, которая на протяжении многих лет была непревзойденным Октавианом, а завершила карьеру столь же вылающейся Маршальшей.
Так что задача у Хартерос была нелегкой, и справилась она с ней блестяще. Вокальная сторона была безукоризненной. Ровный во всех регистрах, прекрасно сфокусированный, сильный голос. Фирменные пиано и пианиссимо Хартерос, впечатляющая динамика - все было на месте. Хартерос, без сомнения, интеллектуальная певица. Продуманность каждой ноты и жеста, глубокая осмысленность слова - все это как нельзя лучше пригодилось в роли Маршальши. Эффект, который произвел монолог, передать трудно. Не хочется наклеивать ярлыки, но не побоюсь сказать, что Хартерос - выдающаяся драматическая актриса. Либретто Гофманшталя, в отличие от многих других оперных либретто, само по себе является литературным шедевром. Бережно донести его до зрителя, обогатив и не опошлив собственными чувствами именно в этой сцене - задача незаурядная. Певиц, которые справились с ней, можно пересчитать по пальцам, и Хартерос уже сейчас можно с уверенностью включить в их число.
О ее исполнении можно говорить еще очень много, но хочу отдельно отменить визуальное воплощение образа. Благородство осанки, грациозномть, прекрасная фигура - все это очень кстати пришлось в роли Маршальши.
Не произвели особого впечатления Михаэла Зелингер (Октавиан) и Хен Райс (Софи). Несмотря на прекрасный послужной список, обе они боролись с вокальными проблемами и достойными партнерами Хартерос в этот вечер не стали.
Героем вечера был бас Курт Ридль. Его выступления в роли Окса только на венской сцене исчислятся несколькими сотнями, и вряд ли надо говорить, что он просто наслаждался игрой, находясь при этом в прекрасной вокальной форме.

Постановка, уже несколько десятилетий с успехом идущая в Вене, тем не менее, не производит впечатления анахронизма. Здесь все уместно и за долгие годы не потеряло смысла.
Оркестр под управлением Петера Шнайдера произвел отличное впечатление - сочный, яркий звук и тонкий подход к музыке Штрауса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий